Андрей Б. писал(а):
Если же возвратиться к Дионисию Ареопагиту, то по его утверждению, имена "любовь" и "справедливость" и все другие божественные именования одинаково прилагаются ко всей "всецелой божественности":
"Как было изложено и разъяснено нами в другом месте, все приличествующие Богу имена всегда воспеваются Речениями как относящиеся не к какой-то части, но ко всей божественности во всей ее целостности, всеобщности и полноте, и все они нераздельно, абсолютно, безусловно и всецело применимы ко всей цельности всецельной и полной божественности. И если, как мы отмечали в "Богословских очерках", кто-то станет утверждать, что это сказано не обо всей божественности, тот безосновательно дерзнет хулить и делить сверхсоединенную Единицу." ("О божественных именах" 2,1)
Не имею оснований спорить с этим. Более того - немногим ранее я назвал патовой ситуацию с нашими совместными размышлениями над вопросом - справедлив ли Бог?
Мы должны подумать – что принесет эта тема, именно эта – таким образом сформулированная. Пользу? Вред? Исходя из совокупности характеристик всех приведенных текстов и выводов – мы расчленяем понятие и определение «БОГ» на составляющие, на отдельные элементы. Ожидать при этом правильных выводов – неполезная трата времени. Результатом для ногих может быть только - вред.
Но, тем не менее – если отвечать на вопрос темы форума «по букве», я скажу следующее:
Вы приводите Дионисия. Исходя из его же убеждений (апофаза должна иметь перевес над катафазой) – скажу – Бог не несправедлив. От себя, снова скажу – Бог милостив. Никогда Его милость не приносится в жертву справедливости. Справедливость же – наоборот – всегда падает жертвой Его милости и любви. И прекрасным доказательством этого является приведенный Вами отрывок из труда Архимандрита Софрония «Старец Силуан Афонский», где сказано, что:
Сам Старец всегда говорил только о любви Божией, и никогда о справедливости, но мы нарочно вызывали его на эту беседу. Он говорил приблизительно так:
«О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т. е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость. Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость — мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» А к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог Святых Ангелов поставил на службу нашему спасению. Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби. А вот бессловесных животных и прочую тварь Господь предал закону тления, потому что не должно было оставаться ей свободною от этого закона, когда человек, ради которого она сотворена, чрез грех свой стал рабом тления. Так что, кто добровольно, а кто и не добровольно, но «вся тварь стенает и мучится до ныне», по слову Апостола (Рим. 8, 20—22), сострадая человеку. И это не есть закон справедливости, а закон любви».Он (СЛАВА ЕМУ ВОВЕКИ!!!) упраздняет справедливость - в пыль, потому, что жаждет миловать.
Сирин говорит правду. Без комментариев и переобъяснений. Без аранжировок и адаптаций. Я признателен этому Святому за то, что он узрел Бога так, как не узрели многие другие и сказал о Боге так, как не осмелились сказать многие другие.
Shmidt, отвечу Вам позже.