Христианский религиозно-философский клуб \"Любомудрие\"

религия, философия, теология, христианство, православие, святоотеческая традиция, Новые религиозные движения, МЦХ, ревил
Текущее время: 18-05, 19:16

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 72 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-06, 19:07 
Shmidt писал(а):
Здравствуйте, Андрей! Дорогой Друг, Вы никак не опревергли того, что я сказал. Я никоим образом не оспаривал того, что имеет место "...страх , который, по слову псалмопевца, "чист, пребывает вовек". Я полностью с Вами согласен - такой страх есть и этот страх не есть несовместимость с истиным даром любви. Я ведь говорил об ином - о том, что Бог, названный в Псалтири "Страшный" - таковым неявляется. Он - Прекрасен. И Вы ничего не сказали против этого. Вы существенно расширили описание субъективного фактора в восприятии человеком Творца. Но, еще раз скажу - я не оспаривал такого страха (хотя я ничего о нем и не сказал). Спаси Господи.


Извините, я не говорил о субъективном факторе, вернее не только о субъективном; Вы, кажется, не обратили внимания на эти слова святого Максима Исповедника, которые я привел выше:

Цитата:
...Согласно такому пониманию, Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его. Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха.


здесь не только о субъективном переживании страха говорится, но именно о том, что Бог - страшен. В Боге есть то, что соответствует переживанию страха Божия, почему Бог и называется "страшным", а именно - божественная "святость", трансцендентность, абсолютная инаковость Бога твари. И эта "инаковость" не может быть преодолена даже любовью, и для обоженных Бог остается непостижимым:

Цитата:
Едино сверхбезначальное и сверхсущностное Благо - Святая Триипостасная Единица, Отец и Сын и Святой Дух; беспредельное единство Трех Беспредельных. Смысл и образ бытия [Святой Троицы], что и какова Она есть совершенно недоступны для сущих. Ибо Она ускользает от всякого мышления мыслящих, никоим образом не выходит из Своей сокрытой природной сущности и беспредельно простирается за границы всякого ведения всех знаний.


(св. Максим Исповедник, "Различные богословские и домостроительные главы")


Собственно "святость" с иврита как раз можно перевести как "отделенность", "инаковость". Поэтому как любовному в лечению к Богу соответствует аспект божественной Красоты, так и страху Божию соответствует аспект божественной "святости". Мне кажется, Вы этого не очень понимаете, и следуете в своих рассуждениях не вполне святоотеческому дискурсу совеременной греческой богословской школы Христоса Янарраса, которая вносит философию т.н. "христианского персонализма" в свои богословские построения.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-06, 20:04 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Добрый день, Leon! Чуть позже отвечу на написанное Вами.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Последний раз редактировалось Shmidt 10-03, 13:21, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-06, 06:02 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Leon писал(а):
Если хотите, можете уточнить. Я цитировал Библию и святых отцов много чаще Вас, что, насколько я понимаю, и входит в «бескрайнее море живых Божиих откровений о Себе, за все время существования падшего человечества». Вы же доказываете в основном всё своими словами, разве только позже привели Сирина о том, что Бог несправедлив, очевидно в противовес цитате Андрея, из Дионисия, о том, что Бог справедлив. Что не так? Вы считаете, что я должен искать ответ не у святых отцов и писания, как я это делаю, а у Вас? Или у Вашего прихода?

1. Леон, цитировать может даже попугай. Совершенно другое дело - воспринимать.
2. Своими словами я все доказываю именно потому, что это - единственная возможность изложить мои мысли по поднятому вопросу. Понимаете?
Один очень мудрый и немолодой человек в нашем Приходе (который служит нашим учителем) на каждом занятии спрашивает - "Как ты это понимаешь? Объясни своими словами." Спрашиват много и на совесть. И, до того, как я слышу адресованный мне, конкретный вопрос - я чувствую себя, наверно так же, как Вы себя чувствуете всегда - в меру мудрым, вмеру самокритичным, побитым жизнью чуть-ли не последним искателем правды. Но после того, как этот очередой вопрос мною услышан - я, в очередной же раз, понимаю - кто я. Найти и привести полсотни ссылок по нашей теме - нет особой проблемы. Объяснить своими словами - совершенно иной вопрос. Лично Вы цитируете, безусловно, очень много - и Отцов и Писание, но это никак не помогло Вам понять даже то, что такое - Церковь.
3. Нет, Леон. Сирина я привел не "в противовес цитате Андрея" (он и прежде приводил достаточно цитат по различным вопросам). Просто не хотелось быть совсем уж голословным.
Leon писал(а):
Или только тогда, когда я стану членом вашего прихода, и на меня можно будет оказывать давление, я смогу беспристрастнее увидеть истину?

Простите, Леон, но это уже просто смешно.
Leon писал(а):
Очень зря Вы это написали. Вас наверно этому научил кто-то не очень хороший. Ведь Вы таким раньше не были. Я помню Ваши разговоры с лидерами ЦХ. Они лукавили, извращали правду как только могли, нарушали все правила и не были дураками. А Ваше слово было гораздо более веским только потому, что Вы были правы. Вы им не говорили чушь, и не заключали потом, - вы нас не понимаете потому, что вы вне оппозиции, Вы им не пытались доказать, что Вы зрячий, а они нет. Вы говорили правду, которую видели лучше их. Потому, что были зрячий. Вас боялись. Да, лидеры боялись Вас. Вспомните, когда лидеры устроили разборки, Вас даже не позвали. Разговаривали только с сёстрами, но даже сёстры, противостояли одновременно нескольким лидерам, и оказались сильнее. А теперь, что я вижу? Вы не первый верующий, который защищает свои убеждения. Вспомните апостолов, рыбаков, спорившими с учёными книжниками. Рыбаки были зрячими, поэтому книжники не могли им противостоять. И они не говорили им: вы нас не понимаете потому, что не христиане. Вспомните, что сказал Павлу в деяниях учёный правитель: Деян.26: 24 Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Почему Фест так сказал? Потому что аргументов против Павла, у этого учёного правителя, знавшего иудейские законы, не было. Павел был Более зрячий, вот и всё. Вспомните Иисуса, на все вопросы он отвечал так, что это ставило в тупик тех, кто знал писание на зубок. Он не говорил им: станьте сначала моими учениками, и затем прозрите то, что я говорю. Нет, Он говорил им так, что они боялись потом Его спрашивать, потому что их глупость, слепота, становилась очевидна. Первые проповеди среди язычников были именно такими. Я не думаю, что их основу, составляла фраза: станьте христианами, и тогда вы прозрите, и мы не будем казаться вам идиотами.
Такими методами пользуются, как правило, в сектах. В последний раз я слышал этот приём в «Скинии Бранхама». Там тоже пастырь Володя, говорил мне, что я не принимаю его слов потому, что не являюсь членом церкви. Откуда ему было знать, - что именно эта фраза и стала для меня доказательством, что он пустышка, У него нет оснований верить в то, во что он верит, и кроме приёмов манипуляции людьми, я у него ничему не научусь.
Но похоже я немного передавил. Для того, чтобы оставить Вам свободу выбора, положу пару каменей преткновения. Похожая фраза есть у Иисуса, и он сказал:
Иоан.8: 47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
Есть ещё фраза про овец, что-то типа – овцы знают голос пастыря и идут за ним. Где то в евангелии от Иоанна, сами найдёте.
Эти фразы имеет смысл, отличающиеся от ваших слов в корне. Хотя не спорю, похожи, на первый взгляд на Ваше высказывание. И я думаю, Вы захотите подогнуть их под Ваши слова, что может вызвать новую волну споров, от которых меня начинает подташнивать. Что же, делайте свой выбор.

Леон, все проще. Духа получает лишь тот - кто в Теле. Этому учит Библия. И это - истина. Не будучи ведомым Духом - богопознания (не академического, а практического, спасительного) не пожнешь. Доводы не помогут. Оно в тебе жить должно. Жить. Понимание - это не все. Необходимо - воспринять. А это - вопрос далеко не интеллектуальной природы. Это - Таинство - имеющее безграничные духовные последствия и совершенно неопределимое для человеческого разума и языка. Это переживание. Не в смысле чувствования, а в смысле полученя фактического личного опыта, который остается с тобой навсегда.
Leon писал(а):
P.S. Вы не Бог. Не Вы решаете кто в теле, а кто вне тела.

Верно. Я не решаю. Но факт нахождения в Теле определяется фактом фактической церковности человека. Остается определить - что такое Церковь. Церковь - это люди, молящиеся Истинному Богу, не любящие мира, ни того, что в мире, искренне ищущие правду и проповедующие Христа Господом? Нет. Церковь - это вышеизложенное, помноженное на настоящее, работающее, действительное единство. А это единство возможно лишь в конкретной, общинной среде, а не в виртуальном единении (неотягощающемся излишними общинными принципами) объединенных одной целью рыцарей джедайев. И Церковь - прости Леон - одна. И этой Церкви свойственны признаки конкретно-определенного собрания, а не некой одинаковости в общих принципах и целях. Христос завещал Павлу пасти стадо - реальное, соединенное и - знаемое Христом и друг-другом. Послания Церквям (поместным) адресованы не тем, "кто разделит эту мысль", а конкретным собраниям, существующим реально. Сегодня очень многое изменилось, но Спаситель пообещал не оставить Церковь - именно Ту - общинную, знаемую поименно. Значит в Ней могли быть расколы, но прекратиться Она не могла. Вы, Леон - вне собрания, вне храма, вне ограды. Простите, Друг, но Вы - вне Тела.
Да и, на сколько я помню, ни одну из известных Вам Церквей, проповедующих Христа - Господом, Вы не назовете Истинной и Настоящей. Для Вас актуально лишь единство ордена подобных Вам - ясно и четко понимающих ущербность сегодняшних структурно организованных собраний.
Leon писал(а):
Да, да. Это именно то, о чём я говорил.

Не правда. Ты говорил, что они (собрания) еще и слепы, а это не так.
Leon писал(а):
Если Вы, высказываете мнение своего собрания или прихода, не важно, то тогда, мне надо сделать вывод – раз вы там все водитесь Духом, то тогда вы не грешите. А если всё-таки грешите, то тогда Иоанна представляете лжецом. Подозреваю, что вы всё-таки грешите, иначе вряд ли община исцеляющая, пророчествующая, община чудотворцев, могла долго прятаться от общественности, да ещё и в городе. Святым духоносным отцам, которые действительно водились Святым Духом, это не удавалось даже в глухой тайге. И вряд ли также Иоанн соврал, а значит вы, скорее всего, не водитесь Духом, или водитесь духом но не совсем святым. Вы может, как говорил когда-то Андрей Б, ссылаясь на кого-то, имеете такую возможность, но не водитесь. Говоря другими словами, вы скорее в прелести, чем водитесь Святым Духом. Рекомендую Вам спуститься на землю, найти, кого ни будь, кто ищет Бога на ощупь, и искать вместе с ними. Нам известно, что гордыня сделала с денницей, сыном зари.

Грешим, Леон, грешим. Но дары Духа (именно - Святого) принимаем постоянно. И это взгляд не мой, не моей общины, а Церкви. Но, с математическим подходом Вы, снова же, ничего не поймете. Попробую как можно проще: к тому времени, как Петр был обличен Павлом за грех (к Галатам 2:11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.), он имел Духа. И Дух не покинул согрешившего Петра и Варнаву, я уверен - тоже не покинул (конечно Вы можете сказать, что покинул, но вернулся, когда они снова стали правильными пацанами или что-то в этом роде (например - что грех был не очень велик), но результат будет тот же).
Leon писал(а):
Обратите внимание на то, как часто встречаются цитаты у меня и у Андрея. Мне почему-то вспомнились проповеди в ЦХ, где на часовую проповедь было два отрывка, а ещё была уверенность, что ЦХ живёт по Библии. Весьма агрессивная уверенность.

1. Вы знаете - у нас такая служба есть - Литургия называется. Так во время этой службы Библейского текста так-же не очень много. Но в истинности других произносимых и пропеваемых во время этой службы слов усомниться невозможно.
2. Толку то - что Вы цитаты приводите. Значения-то их Вы не уяснили. И какой смысл мне приводить что-либо еще, если я (раз уж ввязался в эту тупоголовую схоластику) привел Вам прямой текст Сирина, но он Вас неудовлетворил. Что - у Вас и Сирин в не христианах числится или он также свою позицию должен подтвердить соответствующими ссылками из Писания? И каким количеством? Вы доводы не по содержанию, а по объему текста причисляете к верным или не верным? Что ж - тоже вариант.
Leon писал(а):
Если под справедливостью иметь в виду равновесие каких-то ресурсов, или первоначальный порядок вещей, то это действительно так. Но многие авторы, называют Бога справедливым, и в Библии он воспевается как справедливый, это означает или противоречие, или то, что само слово – справедливость, может иметь много значений. И возможно мы вкладываем в это слово разные значения. Об этом и писал наш чуть-чуть многословный друг: Андрей Б. писал(а):
Но, как мне кажется, есть иное измерение справедливости, которое имеет ввиду не чисто юридическое значение этого понятия, но некий глубокий, мистериальный аспект.

Нет, Друг. И в Писании ("...милость превозносится над судом...") и у Сирина милость и справедливость определяются в жесткой конкуренции.
Leon писал(а):
Наверно если Вы считаете справедливостью именно первоначальный порядок вещей, то тогда слова Сирина обращены именно к Вам. Но я не могу воспринять понятие справедливость именно так. Иначе в моём понимании окружающего меня мира, само слово - справедливость утрачивает вообще какой либо смысл. Справедливость становиться каким-то неуловимым призраком, тем, чего нельзя даже определить. Потому, что в течении времени, даже вещи меняют свою ценность, даже если их не трогать. Тогда законы не могут быть справедливыми в принципе. В Библии, например, укравшему, надо вернуть в четверо потерпевшему. А это нарушает первоначальный порядок в любом случае. И тогда слова Давида о справедливости Бога, а Давид был пророком Бога, становятся ложью. Если я взял у кого-то в займы, как мне вернуть долг. Он то мне дал сто долларов, когда они мне были нужны, а я ему возвращаю их тогда, когда он нужды в них не испытывает, да и надо учесть инфляцию, дефицит товаров потребления, эмоциональное состояние нас обоих и т.д. Тогда никто, и ничто не может быть полностью справедливым. Я даже время прохожему на улице не могу сказать, не нарушив справедливость. Ели, конечно, это первоначальный порядок вещей. А трава, даёт кислород, а получает какой-то углекислый газ. Рождение, смерть, творчество, и вообще любая деятельность, другими словами жизнь, нарушает первоначальный порядок. Тогда слово справедливость, нужно забыть. Я в слово справедливость вкладываю абсолютно другое значение. Именно это вызвало наши разногласия. И суд, призван восстанавливать справедливость, но не является справедливостью, и чаще всего не может восстановить справедливости, если это первоначальный порядок. А милость сочетается со справедливостью. И у меня слова Давида, гармонично сочетаются со словами Дионисия. С Сирином не сочетаются. Но если учесть слова Павла: «для всех я был всем», - и представить, что Сирин писал для Вас, то тогда да, именно так наверно и надо было сказать. Если же Вам не хочется выходить за границы Вашего определения справедливости, Вы имеете на это полное моральное право. Иисак Сирин, которого я тоже уважаю, Вам поможет. А я имею право подразумевать под справедливостью нечто другое. И Многие святые у которых определение совпадает с моим, помогут мне.

Павлово - для всех я сделался всем - прошло бы (в Вашем доводе), если бы Сирин для кого-то другого (а, соответственно, не для меня) сказал бы, что Бог справедлив и для людей этого довольно. А так, простите - не проходит.
Честно говоря - справедливость, как я ее понимаю - это своего рода "баланс по необходимости"; восстановление, устройство или обеспечение (с максимальным учетом всех обстоятельств) верного порядка вещей в соответствии с надлежащей закономерностью.
Но за то, что Вы Сирина "тоже уважаете" - признателен.
Leon писал(а):
Не надо только ненавидить меня за это.

Друг, тут я уже усматриваю действительно серьезные проблемы, но далеко не богословского характера.
И еще... Фраза, которой Вы породили эту тему форума "Не называй Бога справедливым. Потому что, если Бог справедлив, я погиб" - также принадлежит Исааку Сирину, которого Вы - напоминаю - "тоже уважаете".
Бог в помощь.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Последний раз редактировалось Shmidt 10-03, 13:38, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-06, 06:50 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Андрей Б. писал(а):
Извините, я не говорил о субъективном факторе, вернее не только о субъективном; Вы, кажется, не обратили внимания на эти слова святого Максима Исповедника, которые я привел выше:

Обратил. Только в исходных для такого вывода я не нашел ничего, кроме именно субъективных предпосылок и оснований к страху перед непостижимостью и инаковостью Творца. Определяя личностные качества Бога, мы исходим из того, что любя мы находимся в трепете и страхе перед Ним. Это однозначно определят наше отношение, но никак не определяет истинного свойства Бога. Простите о том, что Бог - страшный в тексте ничего не открыто. Написано - "...Бог является страшным для всех, кто окрест Его...", но снова же - суждения исходя из чисто субъективной чувственной сферы боящегося. Так же ничего не приведено о том, что Бог - страшен для обожившихся. Непостижим - безусловно. Страшен - не усматриваю.
О Христосе Яннаррасе ничего не знаю (никогда не интересовался - хоть и самый выдающийся греческий православный философ современности), а на счет святоотеческого дискурса - так, на сколько я знаю, Христос Яннаррас еретиком не определен, да и чтоб греки не верно представляли суть православной веры - мне тоже представить трудно.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-06, 08:07 
Для начала сравните две фразы:

Shmidt писал(а):
Бог в Библии назван еще и Страшным. Но Он
не Страшный (ни в каком из смыслов).


Максим Исповедник писал(а):
Согласно такому пониманию, Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его.


Вы утверждаете, что Бог не страшен "ни в каком из смыслов": Максим Исповедник утверждает, что "согласно этому пониманию" - то есть уже в каком-то смысле - "Бог является страшным". Поэтому ваше утверждение, что "Он не Страшный (ни в каком из смыслов)" - вряд ли можно назвать корректным с точки зрения святоотеческой традиции.


Shmidt писал(а):
Обратил. Только в исходных для такого вывода я не нашел ничего, кроме именно субъективных предпосылок и оснований к страху перед непостижимостью и инаковостью Творца. Определяя личностные качества Бога, мы исходим из того, что любя мы находимся в трепете и страхе перед Ним. Это однозначно определят наше отношение, но никак не определяет истинного свойства Бога.


А почему, по-Вашему, наше отношение не должно иметь соответствующего коррелята в Боге? И, кстати, ведь для любви вы находите такой коррелят, когда говорите - "Бог прекрасен", так почему же для страха - не находите? В таком случае, по этой логике выходит, что, если страх есть всего лишь один из модусов отношения к Богу человека, он всецело порожден лишь одним человеком, оставаясь в пределах чисто субъективного человеческого отношения и переживания. Однако и Писание, и святоотеческое предание свидетельствуют о том, что страх Божий не есть порождение человеческого субъективизма - но, как и любовь, есть дар Божий человеку:

"Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень - дар от Господа и поставляет на стезях любви." (Сир. 1:13)

"Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое - дары Бога, Который распространяет славу любящих Его." (Сир. 1, 18 )

Shmidt писал(а):
"...Бог является страшным для всех, кто окрест Его...", но снова же - суждения исходя из чисто субъективной чувственной сферы боящегося.



Вы не обратили внимание на продолжение этой фразы? "Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его." Бог "примешивает страх к любви", (что совершенно соответствует вышеприведенным свидетельствам Писания о том, что страх Божий есть дар Божий). Если же принять вашу позицию, что страх есть порождение чисто человеческого субъективизма, то выйдет, что не Бог, а человек "примешивает страх к любви", тем самым сводя страх Божий к чистой психологии, хотя если он является даром Божиим он уже не может быть сведен к феномену чисто субъективному и психологическому, но имеет онтологический статус, как и любой другой дар.
Shmidt писал(а):
О Христосе Яннаррасе ничего не знаю (никогда не интересовался - хоть и самый выдающийся греческий православный философ современности),


А, ну тогда извините.

Цитата:
а на счет святоотеческого дискурса - так, на сколько я знаю, Христос Яннаррас еретиком не определен, да и чтоб греки не верно представляли суть православной веры - мне тоже представить трудно.


А мне легко. Во-первых, потому что все большие ереси, как и все богословские ответы на них Церкви, были порождением именно греческого ума. Во-вторых, потому что ересь, как и истинная вера, не имеют национальных ограничений. А относительно Янарраса -он свои персоналистские теории развивает под прямым богословским влиянием русских богословов Вл. Лосского и, особенно, о. И.Мейендорфа. Уточню, я не обвиняю его в ереси (как и Лосского, и Мейендорфа), а лишь говорю о некоем перекосе. Впрочем, к теме это прямого отношения не имеет.

Поздравляю Вас с Праздником Святой Пятидесятницы.


Последний раз редактировалось Андрей Б. 15-06, 09:01, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-06, 08:40 
Уважаемые участники Leon и Shmidt! Обращаюсь к Вам с просьбой удерживаться от личных нападок и язвительностей, обвинений в ереси и прелести; если кто-нибудь из вас усматривает у оппонента логическую или фактическую неточность или ошибку, лучше указать на нее в вежливом спокойном духе, не переходя на характеристики личности и духовного состояния оппонента - это не добавляет конструктивности дискуссии. Модератор.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-06, 10:36 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
На счет нападок - принято. Виноват.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-06, 10:44 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
P.S. Ни в ереси, ни в прелести никого не обвинял и не определял.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-06, 10:56 
Shmidt писал(а):
P.S. Ни в ереси, ни в прелести никого не обвинял и не определял.



Shmidt, я и не имел ввиду, что конкретно Вы прямым текстом кого-то обвиняли в ереси или прелести. Обвинения в прелести присутствовало у Леона, а обращение было составлено к Вам обоим, учитывая характер постов с обеих сторон, а так же как напоминание о нежелательности таких обвинений или нападок в будущем. На всякий случай напоминаю так же, что если есть или будут в дальнейшем претензии к действиям модераторов, то их по Правилам форума публиковать и обсуждать следует в административном разделе http://poslerevila.flyfolder.ru/forum2.html , или отправлять личным
сообщением. Модератор.


,


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-06, 15:04 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Просто у нас с Леоном взаимные чувства редкой силы и глубины :lol: .
Претензий к работе Модераторов не имею. Все очень даже лояльно.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-06, 15:11 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Андрей Б., спасибо за поздравления! К сожалению - с неслабым опозданием, Вас и всех участников также поздравляю с этим Праздником!!!
Андрей Б. писал(а):
Вы утверждаете, что Бог не страшен "ни в каком из смыслов": Максим Исповедник утверждает, что "согласно этому пониманию" - то есть уже в каком-то смысле - "Бог является страшным". Поэтому ваше утверждение, что "Он не Страшный (ни в каком из смыслов)" - вряд ли можно назвать корректным с точки зрения святоотеческой традиции.

Вижу конструктив. Обязательно вечером отпишу свои мысли - много есть что сказать, а времени, как всегда - в ноль.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-06, 14:55 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Добрый день, Андрей!
Андрей Б. писал(а):
А почему, по-Вашему, наше отношение не должно иметь соответствующего коррелята в Боге? И, кстати, ведь для любви вы находите такой коррелят, когда говорите - "Бог прекрасен", так почему же для страха - не находите? В таком случае, по этой логике выходит, что, если страх есть всего лишь один из модусов отношения к Богу человека, он всецело порожден лишь одним человеком, оставаясь в пределах чисто субъективного человеческого отношения и переживания. Однако и Писание, и святоотеческое предание свидетельствуют о том, что страх Божий не есть порождение человеческого субъективизма - но, как и любовь, есть дар Божий человеку:

"Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень - дар от Господа и поставляет на стезях любви." (Сир. 1:13)

"Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое - дары Бога, Который распространяет славу любящих Его." (Сир. 1, 18 )

О том, что Бог прекрасен я говорю не потому, что испытываю к Нему много доброго, теплого, благодарного и тянущего к Нему. Все это я испытываю, но - не это причина моего утверждения, что ОН - Прекрасен. Прекрасность Его видна из Его действующего и неусыпного промысла у людях. О всех людях. Дораскратыя и дообъясненная в Евангелие (и во всем Новом Завете вцелом) его любовь показывает Его (на столько - насколько может показать). Именно в этом я усматриваю Его черты такими. Именно из Его дел. Не из обещаний или откровений на подобие "... Я такой и всё тут...", а именно из-за того,. что Он пришел, умер, воскрес и спас. Вот это говорит мне о том, что Он - Прекрасен. Именно из этого я вижу - что Он - не страшен. Страх Господень - благо и счастье, свидетельствующие о том, что страшащийся - не безумец. Страх верующего - нормальное положение вещей. Как еще может чувствовать себя предавшая тварь, которую обнял Любящий, Безграничный и Бесконечный Творец. Но Творец - не страшен. Он - Любовь.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-06, 15:54 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Андрей Б. писал(а):
Вы не обратили внимание на продолжение этой фразы? "Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его." Бог "примешивает страх к любви", (что совершенно соответствует вышеприведенным свидетельствам Писания о том, что страх Божий есть дар Божий). Если же принять вашу позицию, что страх есть порождение чисто человеческого субъективизма, то выйдет, что не Бог, а человек "примешивает страх к любви", тем самым сводя страх Божий к чистой психологии, хотя если он является даром Божиим он уже не может быть сведен к феномену чисто субъективному и психологическому, но имеет онтологический статус, как и любой другой дар.

Страх Господень - не является порождением чисто человеческого субъективизма. Не об этом я писал. Я писал о том, что в приведенных Вами цитатах речь идет о благих человеческих переживаниях, но не о том, что источиком таких переживаний есть бурная человеческая фантазия. Страх Господень - дар. Но подаренная человеку способность переживать и испытывать страх Божий перед Его непостижимостью снова же - не делдает Бога страшным. И не определяет Его страшным. Он - Непостижимый. Непостижимость Бога - причина страха, испытывать который подарено человеку. Я - так понимаю. Возможно ошибаюсь. Но ошибки не вижу.

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-06, 16:19 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Андрей Б. писал(а):
А мне легко. Во-первых, потому что все большие ереси, как и все богословские ответы на них Церкви, были порождением именно греческого ума. Во-вторых, потому что ересь, как и истинная вера, не имеют национальных ограничений. А относительно Янарраса -он свои персоналистские теории развивает под прямым богословским влиянием русских богословов Вл. Лосского и, особенно, о. И.Мейендорфа. Уточню, я не обвиняю его в ереси (как и Лосского, и Мейендорфа), а лишь говорю о некоем перекосе. Впрочем, к теме это прямого отношения не имеет.

Вместе с этим греческий же ум породил немало лекарств (в том числе - антисептиков) от ересей. Мейендорфа не читал, но Лосский, хоть господин и неоднозначный - мне понравился. А на счет перекосов - у Златоуста, помнится, была твердая уверенность, что Второе Пришествие должно состояться где-то к концу четвертого века (возможно ошибаюсь в указании именно четвертого века), но, не смотря на этот перекос - Златоуст - это Златоуст. Перекос-перекосу - рознь. :smile:

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-06, 16:25 
Shmidt писал(а):
Непостижимость Бога - причина страха, испытывать который подарено человеку. Я - так понимаю.


правильно вы понимаете. Только вы не понимаете еще, что фраза " Бог - Страшен" не говорит о каких-то фантазиях, а как раз указывает на непостижимость и трансцендентность Бога, вселяющие переживания "страха Божия, пребывающего вовек", о чем и говорит святой Максим. Иными словами, сказать, что "Бог - страшен" как раз и сказать "Бог непостижим и трансцендентен в Своем величии". И поэтому и говорит Максим Исповедник " Бог страшен для тех, кто окрест Его". Зачем вы боретесь с этим словоупотреблением, освященным святоотеческой традицией? Ведь никто вас и не призывает фантазировать на тему "страшности Бога" :) Напротив, необходимо с величайшим уважением относиться к этому словоупотреблению, и применять его в тех смыслах, в которых применяли его свв. отцы - а не отвергать только потому, что кто-то может нафантазировать на тему о "страшности Бога" какую-нибудь ерунду. Нафантазировать можно на основе чего угодно. Я знаю людей, которые фантазировали на тему тройческого догмата, но не делаю отсюда вывода, что тройческий догмат следует отвергнуть.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-06, 19:21 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Принято!

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29-06, 10:52 
Shmidt писал(а):
Leon писал(а):
…. Я цитировал Библию и святых отцов много чаще Вас, что, насколько я понимаю, и входит в «бескрайнее море живых Божиих откровений о Себе, за все время существования падшего человечества». Вы же доказываете в основном всё своими словами, ……. Что не так? Вы считаете, что я должен искать ответ не у святых отцов и писания, как я это делаю, а у Вас? Или у Вашего прихода?
1. Леон, цитировать может даже идиот (настоящий). Другое дело - воспринимать. Что это - Вы так и не поняли.
Вы так не ответили на вопрос. Что не так с моими словами? Я не должен приводить отрывков? Я должен своими словами всё говорить? Вообще-то я не думаю, что люди цитируют писание потому, что не могут объяснить своими словами. Писание цитируют святые отцы, и даже Иисус потому, что их мысли согласуются с писанием. Зачем пытаться доказывать что-либо, если можно привести писание, с которым спорят только «Свидетели». И я ожидаю только таких опровержений, --- «Leon? Вы здесь и там не правы потому, что написано так «отрывок» и так «отрывок».»
Shmidt писал(а):
2. Своими словами я все доказываю именно потому, что это - единственная возможность изложить мои мысли по поднятому вопросу. Понимаете?
Один очень мудрый и немолодой человек в нашем Приходе (который служит нашим учителем) на каждом занятии спрашивает - "Как ты это понимаешь? Объясни своими словами."
Здесь другой случай. Мне кажется, Вы всё перепутали. Мы не приводили отрывков, и не спрашивали - как Вы их понимаете. Я вижу Ваше понимание, и не согласен почти ни с чем. И меня интересует, откуда Вы это взяли? Отрывки в таких ситуациях обязательны. Может у Вас редко бывают подобные разговоры, или бывают только с православными. Что меня часто раздражает в православных, (в хороших православных,) так это то, что они будут слушать полную ерунду, и будучи не согласны ни с чем, ничего не скажут. Или скажут только, - "ваши слова, немного не согласуются со словами того-то и того-то". И, может, приведут цитату, которую может понять только учёный богослов. Ну скажи ты – «я не согласен». Если хочешь, приведи цитату по проще. Не хочешь спорить, не спорь, но не оставляй у человека иллюзии, что ты с ним согласен, на суде же ответишь потом за это. И именно такие православные, я считаю, становятся причиной того, что появляются «типа православные» убеждения которых есть сказка, миф. А я скажу. Я не хочу спорить с Вами. Мне очень, очень не нравятся подобные споры. Но я не согласен с Вами. Я считаю, что почти всё, что Вы говорили, или неправильно, или является крайностью, имеет перекос. И я обязательно поговорю с Вашим «очень мудрым и немолодым человеком», на которого Вы ссылаетесь, и узнаю, он Вас этому научил, или Вы сами научились, а на него ссылаетесь не честно, для того, чтобы придать своим словам авторитета, которого они не заслуживают. И если Вы научились не от него, то спрошу у него совета, как мне вести себя с Вами, чтобы моё зло, никому не повредило. А если от него, посмотрим как он сможет объяснить всё своими словами. Но если я не ошибся в нём, а я не часто ошибаюсь, то проблема именно в Вас Shmidt. Мне очень жаль, но не я Вам должен помогать. Кто-нибудь другой, по чище, по добрее.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-07, 01:49 
Не в сети
глобальный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28-05, 13:56
Сообщения: 136
Откуда: г. Киев
Здравствуйте, Леон! Рад, что с Вами все в порядке!
Leon писал(а):
Shmidt писал(а):
Leon писал(а):
…. Я цитировал Библию и святых отцов много чаще Вас, что, насколько я понимаю, и входит в «бескрайнее море живых Божиих откровений о Себе, за все время существования падшего человечества». Вы же доказываете в основном всё своими словами, ……. Что не так? Вы считаете, что я должен искать ответ не у святых отцов и писания, как я это делаю, а у Вас? Или у Вашего прихода?
1. Леон, цитировать может даже идиот (настоящий). Другое дело - воспринимать. Что это - Вы так и не поняли.
Вы так не ответили на вопрос. Что не так с моими словами? Я не должен приводить отрывков? Я должен своими словами всё говорить? Вообще-то я не думаю, что люди цитируют писание потому, что не могут объяснить своими словами. Писание цитируют святые отцы, и даже Иисус потому, что их мысли согласуются с писанием. Зачем пытаться доказывать что-либо, если можно привести писание, с которым спорят только «Свидетели».

Леон, Вы в упор не можете понять чем отличается цитирование от изложения собственного понимания.
И потом - в отношение Святых Отцов - Они-то Писание цитируют, но в значительно большей мере излагают свои мысли.
Цитирование хорошо тогда, когда оно исходит из пережитого (воспринятого и примененного в своем физическом существовании) откровения, данного Богом через Писание и Отцов, а не из (простите - как в Вашем случае) простого категоричского силлогизма, с единственной целью - привести все к единому логически обоснованному результату. И напомню - есть такая штука, как личные отношения с Богом. Именно эти отношения (и только они) открывают отдельно взятому "я" - кто такой и что такое "БОГ". Без этих отношений Вы так и будете путем сложения, вычитания, умножения и деления определять - что есть - Бог, Который для Вас - лишь очень значимая константа и не более.
Впроочем - Ваш подход к вопросу - сколько же ангелов уместится на конце иглы - смертельная болезнь всего протестантизма.
Leon писал(а):
И я ожидаю только таких опровержений, --- «Leon? Вы здесь и там не правы потому, что написано так «отрывок» и так «отрывок»

Леон, Вы (мягко выражаясь) говорите не правду. Вы таких опровержений не ожидаете, потому, как получая их Вы начинаете переламывать их через колено - в лучших традициях МЦХ.
Если не ошибаюсь - еще на первой странице форума я привел отрывок из Писания: "милость превозносится над судом". В ответ Вы попробовали пояснить что-то вроде того, что милость - есть составляющая справедливости Божией и сама по себе - лишь элемент Его подхода к справедливому решению вопроса, что, мол эти два вопроса сопоставляются и являются, по сути частью одного и того же (Ваши слова: "...справедливость Бога сочетается с Его милостью..."/04-06-2008, 15:19; "...милость сочетается со справедливостью..."/13-06-2008, 16:42). Это - неправда, Леон. В приведенном отрывке эти два понятия как раз противопоставляются друг-другу открытым текстом и превосходнейшим определяется - милость, а суд - остается позади нее.
Когда же я привел слова Исаака Сирина: «Не дерзни Бога назвать справедливым, ибо какая же это справедливость – мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» и «Не называй Бога справедливым. Потому что, если Бог справедлив, я погиб» - Вы попросту снова начали прогибать и выкручивать тему, натягивая ее на удобное Вам содержание. Ваш текст: "...И у меня слова Давида, гармонично сочетаются со словами Дионисия. С Сирином не сочетаются..."/13-06-2008, 16:42. Сразу же, следующим предложением, Вы пояснили - в каком случае утверждения Сирина Вас удовлетворят. Нет, друг. Слова Сирина слишком категоричны и просты. Эти слова не "узкоспециализированны". Они всесторонне покрывают и определяют понятия справедливости и милости - для всех и на все случаи жизни. Прошу Вас не переистолковывать их смысл и назначение.
Вы, очевидно не имея – что сказать по существу, снова пишете, что цитировали Отцов много чаще меня, на что я очереденой раз замечу: действительная значимость сказанного определяется не колличесвом приведенных цитат, а их содержанием. Вот тут, как раз и срабатывает проблема непонимания Вами того, что Вы цитируете.
Поймите, пожалуйста, Леон - тема этого форума - пат чистой воды.
И Дионисий Ареопагит и Исаак Сирин - правы. И Первый и второй - говорят истину. И первый, и второй делятся "познанным ими БОГОМ". И первый, и второй - говорят правду.

Leon писал(а):
Shmidt писал(а):
2. Своими словами я все доказываю именно потому, что это - единственная возможность изложить мои мысли по поднятому вопросу. Понимаете?
Один очень мудрый и немолодой человек в нашем Приходе (который служит нашим учителем) на каждом занятии спрашивает - "Как ты это понимаешь? Объясни своими словами."
Здесь другой случай. Мне кажется, Вы всё перепутали. Мы не приводили отрывков, и не спрашивали - как Вы их понимаете. Я вижу Ваше понимание, и не согласен почти ни с чем. И меня интересует, откуда Вы это взяли? Отрывки в таких ситуациях обязательны. Может у Вас редко бывают подобные разговоры, или бывают только с православными. Что меня часто раздражает в православных, (в хороших православных,) так это то, что они будут слушать полную ерунду, и будучи не согласны ни с чем, ничего не скажут. Или скажут только, - "ваши слова, немного не согласуются со словами того-то и того-то". И, может, приведут цитату, которую может понять только учёный богослов. Ну скажи ты – «я не согласен». Если хочешь, приведи цитату по проще. Не хочешь спорить, не спорь, но не оставляй у человека иллюзии, что ты с ним согласен, на суде же ответишь потом за это. И именно такие православные, я считаю, становятся причиной того, что появляются «типа православные» убеждения которых есть сказка, миф. А я скажу. Я не хочу спорить с Вами. Мне очень, очень не нравятся подобные споры. Но я не согласен с Вами. Я считаю, что почти всё, что Вы говорили, или неправильно, или является крайностью, имеет перекос. И я обязательно поговорю с Вашим «очень мудрым и немолодым человеком», на которого Вы ссылаетесь, и узнаю, он Вас этому научил, или Вы сами научились, а на него ссылаетесь не честно, для того, чтобы придать своим словам авторитета, которого они не заслуживают. И если Вы научились не от него, то спрошу у него совета, как мне вести себя с Вами, чтобы моё зло, никому не повредило. А если от него, посмотрим как он сможет объяснить всё своими словами. Но если я не ошибся в нём, а я не часто ошибаюсь, то проблема именно в Вас Shmidt. Мне очень жаль, но не я Вам должен помогать. Кто-нибудь другой, по чище, по добрее.

Во-первых - перепутал не я. Во-вторых - прошу Вас просто читать написанный мною текст и не удобрять его Вашими фантазиями. На «очень мудрого и немолодого человека» из нашего прихода, я ссылался не в части сути моих убеждений, а в части моего подхода к решению поставленного вопроса (если Вы понимаете разницу). А в отношении того, что Вы проэкзаменуете его по вопросу его и моих убеждений - милости прошу.
Leon писал(а):
я не часто ошибаюсь

Очень рад, что Вы можете о себе такое сказать. А я вот, знаете ли, часто ошибаюсь.
Бог Вам в помощь!

_________________
Смысл - лишь в НЁМ.


Последний раз редактировалось Shmidt 10-03, 16:06, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-07, 18:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-07, 11:38
Сообщения: 650
Касательно изречения святого Исаака Сирина «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость — мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» есть комментарий святого старца Силуана Афонского, переданный его учеником, архимандритом Софронием (Сахаровым):

"О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т. е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость. Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость — мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» А к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог Святых Ангелов поставил на службу нашему спасению. Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби. А вот бессловесных животных и прочую тварь Господь предал закону тления, потому что не должно было оставаться ей свободною от этого закона, когда человек, ради которого она сотворена, чрез грех свой стал рабом тления. Так что, кто добровольно, а кто и не добровольно, но «вся тварь стенает и мучится до ныне», по слову Апостола (Рим. 8, 20—22), сострадая человеку. И это не есть закон справедливости, а закон любви»." ("Старец Силуан", 1, IV)

Если же возвратиться к Дионисию Ареопагиту, то по его утверждению, имена "любовь" и "справедливость" и все другие божественные именования одинаково прилагаются ко всей "всецелой божественности":

"Как было изложено и разъяснено нами в другом месте, все приличествующие Богу имена всегда воспеваются Речениями как относящиеся не к какой-то части, но ко всей божественности во всей ее целостности, всеобщности и полноте, и все они нераздельно, абсолютно, безусловно и всецело применимы ко всей цельности всецельной и полной божественности. И если, как мы отмечали в "Богословских очерках", кто-то станет утверждать, что это сказано не обо всей божественности, тот безосновательно дерзнет хулить и делить сверхсоединенную Единицу." ("О божественных именах" 2,1)

_________________
Остынет, отдохнув, моторный шарабан.
А нам - десерт отвальный с коньяком и со слезами. (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-07, 18:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02-07, 11:38
Сообщения: 650
уважаемые участники Leon и
Shmidt, я в последний раз прошу прекратить переходить на личности в теме. Особенно это относится к участнику Shmidt, систематические нападки, язвительности и демонстрацию снисходительного отношения к собеседнику которого я расцениваю как троллинг. В следующий раз будет предупреждение. Напоминаю, что если кто-то из вас недоволен действиями модерации, он может начать об этом тему в соответствующем разделе. Модератор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 72 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB