Здравствуйте,
Андрей! Полагаю, Вы никак не опревергли того, что я сказал. Я никоим образом не оспаривал того, что имеет место "...страх , который, по слову псалмопевца, "чист, пребывает вовек". Я полностью с Вами согласен - такой страх есть и этот страх не есть несовместимость с истиным даром любви. Я ведь говорил об ином - о том, что Бог, названный в Псалтири "Страшный" - таковым неявляется. Он - Прекрасен. И Вы ничего не сказали против этого. Вы существенно расширили описание субъективного фактора в восприятии человеком Творца. Но, еще раз скажу - я не оспаривал такого страха (хотя я ничего о нем и не сказал). Спаси Господи.
Здравствуйте,
his_shadow! Признаюсь честно. Мне печальнее всего тратить время на ответы Вам. Простите.
his_shadow писал(а):
Shmidt писал(а):
Я думаю, что Бог знает правду без суда, потоу, что он создал все и всех.
Не понимаю, что вы этим хотите сказать. Сказать, что Бог создал все и вся есть тавтология, потому что Бог есть творец всего по определению. Поэтому ваша фраза с равным успехом формулируется так: "Создатель знает правду без суда, потому, что он Создатель", и становится видно, что вы находитесь в логическом круге, т.е., говоря проще, занимаетесь софистикой.
Во-первых - тавтологией было бы, если б я сказал, что Творец всего создал все. Я же сказал совершенно иначе. Во-вторых - софистика исключает тавтологию, так, как софистика - это умение хитро вести прения. Вам следовало остановиться на одном из этих понятий.
his_shadow писал(а):
Shmidt писал(а):
Ему ли неясны наши мысли или стремления?..
Не знаю. Никто (ни вы, ни я, ни кто-либо еще) не может говорить за Бога, что ему ясно или неясно. Это лежит вне нашей компетенции.
Ни мне, ни Вам не нужно "говорить за Бога". Бог Сам о себе оставляет очень много откровений. Например - есть такая книга - Библия "Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета". В ней можно найти много интересного о Боге.
his_shadow писал(а):
Shmidt писал(а):
Ему ли не знать - почему, как, когда и что сделает Его творение в Им же сотворенном мире... Ему не нужно опытно переживать что-либо, чтобы это воспринять и понять.
А тут вы начинаете противоречить сами себе. Ранее вы указали на Бога как на творца, а тут внезапно занимаете деистическую позицию, превращая Бога в пассивного наблюдателя происходящих в мире событий. Который все видит, все знает и... не участвует.
Признаться - не знаю (не имею такой практики и опыта) как долго нужно медитировать, чтобы в словах:
"...Ему ли не знать - почему, как, когда и что сделает Его творение в Им же сотворенном мире. Ему не нужно опытно переживать что-либо, чтобы это воспринять и понять..." узреть утверждение, что Бог - пассивный наблюдатель, который все видит, все знает и... не участвует.
his_shadow, я прошу Вас удерживаться от неправды и не приписывать мне Ваших фантазий.
his_shadow писал(а):
Shmidt писал(а):
Он знает все просто так, потому, что любая суть вещей Ему открыта изначально. Он придумывает и конструирует эту суть вещей.
И? Как из этого следует то, что Бог не нуждается в суде? Божий суд - такая же "конструируемая" Богом "суть вещей", как и все прочее.
Дорогой
his_shadow, похоже - Вы будете удивлены, но Бог ВООБЩЕ НИ В ЧЕМ НЕ НУЖДАЕТСЯ - не только - в суде.
his_shadow писал(а):
Shmidt писал(а):
Продолжать можно бесконечно, но, чтоб однозначно закрыть вопрос, напомню - он Сердцеведец (прямое Библейское определение). Следовательно - Ему не нужны следственные эксперементы и опросы свидетелей.
Ваше "следовательно" это пример крайней алогичности. Именно потому что Бог - Сердцеведец, он является самым хорошим и справедливым судьей, которого только можно помыслить. Вы же делаете отсюда вывод, что раз Бог - совершенный Судья, то он не Судья вовсе.
Опять прошу Вас, дорогой his_shadow - не нужно писать неправду. В выделенном Вами утверждении я делаю вывод лишь о том, что "...Ему не нужны следственные эксперементы и опросы свидетелей..."
Здравствуйте, дорогой
Leon!
Leon писал(а):
Вы наверно, ещё один православный, который себя считает православной церковью. Церковь, это собрание, вряд ли один человек, и тем более вряд ли именно Вы, Shmidt. А если оценивать современные собрания, то опять, вряд ли даже собрания знают Бога в лицо. Они слабы и слепы. Они могут знать Его, может, только на ощупь, и то далеко не все, а разные общины по разному. Знающие на ощупь, это те, которые, как и я, изучают отцов церкви и писание, которое Вы, такое ощущение, отвергаете. И мы, спотыкаясь, падая, снова вставая, спорим друг с другом, иногда раним друг друга из-за своей слепоты, из-за страстей бущующих в нас, каемся, плачем о своей слабости, о своей слепоте и порочности, а кто-то из нас уже и не плачет, его сердце огрубело, и он не знает что и делать (я среди таких). А те собрания, в которых думают, что они являются подобием Бога, ликом Бога, мне кажется, даже ощупью Его не знают.
Вот, например, слова одного из православных авторов, не помню кого, кажется Златоуста, звучат приблизительно так:Цитата:
Миряне должны отличаться от монахов только тем, что у мирян есть семьи.
А вот слова другого автора, дословно:Цитата:
Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне - замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами - монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве.
Сочинения святителя Игнатия Брянчанинова --аскетические опыты – том первый –предисловие
С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Издание книгопродавца И.Л.Тузова 1886.
Замете, это девятнадцатый век, до революции, до того, как по православной церкви проехались катком коммунисты. Ваши слова и Брянчанинова слишком рознятся, для того, чтобы признать это словами одной церкви. Именно поэтому, не у Вас я буду спрашивать каков Бог. Я вообще мало с чем у Вас могу согласиться. Слишком Вы, мне кажется, впадаете в крайности.
На счёт того, страшен ли Бог, Андрей б, Вам написал лучше меня. У меня, как всегда, получилось слишком сурово. Не знаю, что с собой делать.
Верно - я - еще один православный. Я не считаю себя православной церковью - я - часть Православной Церкви. Современные собрания (наверное Вы имели в виду - приходы) слабы, но не слепы, потому, как ведомы Духом Святым и Бога знают не на ощупь, а воочию. Вы не можете этого понять не по тому, что что-то делаете не так, а потому, что Вы - вне Тела. Быть частью Тела Христова - это реальный практический опыт и его не передать словами, равно как и не воспринять на слух. Писание я не отвергаю - если вернетесь много назад - увидете, что в одном из моих первых утверждений (если мы напряжемся и вспомним тему этого форума), что Бог - милостив, а не справедлив, я ссылался именно на Писание (Иак.2:13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.) Но Вас это не убедило. Ни то, что суд в данном случае - форма реализации именно - справедливости, ни то, что Бог назвал милость - превосходящей (не выступающей в совокупности, а именно - превосходящей). С необходимостью руководиться Писанием и Св. Отцами, спорить и не собираюсь, так, как крайняя немощь Церкви - абсолютно открытый для видения факт. Но воспринимать Писания и Отцов необходимо (утверждаю снова и снова) лишь сугубо через понимание их Церковью. Опять повторю (при том - очень громко) "...Кто такой и Что такое - Бог необходимо узнавать не у Писания, а у другого Живого Свидетеля - у Церкви, так как только Она знает Его в лицо..." Ни один из Ваших доводов не показал обратного. Просто, судя по всему, само понятие "Церковь" мы с Вами воспринимаем по разному. В даном случае я привожу Церковь - как бескрайнее море живых Божиих откровений о Себе, за все время существования падшего человечества. Но не как только проповеди сегодняшних Епископов и Пресвитеров.
Leon писал(а):
Я не связывал никого никаким условием. Я не отрицал милости Бога. Я считал, что справедливость Бога сочетается с Его милостью. Я вообще не считаю, что справедливость может как-то уничтожать милость или наоборот. Считаю, что милость превозноситься над судом, а не ломает его. Причём милость любая, даже Ваша, может превознестись над судом Бога. Если Вы простите мне мою вину, мой долг, то и Бог с меня может не спросить, или спросить менее сурово. Или Иисусу не надо будет платить за меня своей кровью. Считаю, что наказание и помилование, могут быть справедливыми. И об этом я написал в первых же постах:Leon 01-06-2008, 10:29 писал(а):
Я также считаю, что законы справедливости не нарушаются от того, что кто-то проявляет милость.
Это для Вас одно не совместимо с другим. Вы сами связали себя условием короткой однозначности.
И нельзя говорить о Боге, говоря о всех Его сторонах подробно и одновременно. Просто невозможно практически. Со всех сторон, не вмещает Его даже Библия. И в ней одна глава, может говорить об одном, другая о другом. Мы можем поговорить о небольшой Его части здесь. Можете создать параллельную ветку, и говорить о Его милости там. И потом параллельную ветку, где расскажете о том, что Он судья, или Истина, Жизнь и так далее, а можете говорить о Его милости прямо в этой ветке, что Вы и делаете. Ведь ни кто не говорил ничего против. Но если форум не сможет вместить Его, а он не сможет, что Вы предложите, - закрыть форум?
В том, что любая милость превознесется над любым (даже Божьим) судом - я с Вами согласен. Я тоже так думаю. Здесь как раз (конечно в ограниченной степени) и находится ответ на вопрос соотношения милости и справедливости. Если проступок прощен (именно - полностью, так как иначе это не прощение, а лишь, своего рода, смягчение окончательного решения суда) - справедливость не требуется. Ее не к чему звать, не к чему применять или восстанавливать, ей негде быть, так, как нету того, что до прощения было. Понимаете?
Отдельно очень прошу Вас обратить внимание на то, что Иисус никому, ни за что не платит. Ни кровью, ни чем бы то ни было другим.
Однозначность ответа - все таки задали Вы - названием темы форума. Я не скажу, что это плохо - мы много сказали друг-другу полезных вещей, просто более подходящей эта тема была бы для частной беседы с упрощенной системой постановки вопросов и получения ответав. Но - случилось как случилось.
Мне, в поддержание своей позиции, можно было бы ограничиться формальной ссылкой на Св. Исаака Сирина:
«Не дерзни Бога назвать справедливым, ибо какая же это справедливость – мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?»
или его же:
«Как можно называть Бога справедливым, когда читаешь главу о плате, данной работникам: Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр (Мф. 20, 13-15)? Как можно именовать Бога справедливым, когда читаешь главу о блудном сыне, который расточил свое состояние, живя неправедно, и все же за одно только раскаяние, явленное им, отец выбежал ему навстречу, пал на шею его и дал ему власть над всем своим богатством (Лк. 15, 20-22)? Никто иной произнес о Боге эти слова, но Сам Сын Его засвидетельствовал это о Нем, чтобы мы не сомневались».
И начался бы новый жесткий обмен противоположными утверждениями, каждое из которых, думаю, было бы правдой. Просто хотелось услышать побольше наших личных, "собствнного изготовления" мыслей - как результат личного же, совокупного (нами пережитого, а также воспринятого извне и, как следствие - ставшего нашим) опыта богопознания.
А на счет того - Справедлив ли Бог? Да конечно же - Справедлив! Только Его справедливость, как я понимаю - в милости. Справедливо - миловать. Не вершить суд с достаточной степенью милости, а именно - миловать.
«В чем же тогда справедливость Божия? В том, что мы были грешниками, а Христос за нас умер? И если Он так милостив здесь, то будем веровать, что Он не изменится. Да не помыслим никогда такого беззакония, что Бог может стать немилостивым: божественные свойства не изменяются подобно смертному. Бог не приобретает того, чего у Него не было ранее, не лишается того, что имеет, и не получает приращения, подобно сотворенным Им существам. Что имел Бог от начала, то всегда имеет и будет иметь до безконечности, как писал блаженный Кирилл в толковании на книгу Бытия: бойся Бога, говорит он, по любви к Нему, а не из-за сурового имени, которое Ему дали. Люби Его, как ты должен Его любить; не за то, что Он даст тебе в будущем, но за то, что мы уже получили в этом мiре, сотворенном ради нас. Кто в состоянии расплатиться с Ним? Могут ли наши дела быть такой платой? Кто побудил Его в начале вызвать нас к жизни? Кто ходатайствует за нас перед Ним, когда мы не вспоминаем о Нем, будто никогда не существовали? Кто пробудит наши тела к будущей жизни? И еще, откуда способность ведения нисходит в земной прах? О, как чудно милосердие Божие! О, как изумительна благодать Бога и Творца нашего! О, как могущественна сила, для которой нет ничего невозможного! О, безмерная благость, которой Он снова возводит нашу природу, хотя мы и грешники, к воссозданию и покою! Кто достоин прославить Его? Он возводит преступника и хулителя Своего, обновляет неразумную персть, наделяя ее разумом и способностью познания, рассеянную и безсловесную персть и разрозненные чувства превращает Он в разумную природу, достойную божественной мысли. Грешник даже не в силах представить себе благодать Его воскресения. Где геенна, которая могла бы причинить нам страдание? Где вечные муки, ужасающие нас и охлаждающие в нас радость Его любви? И что такое геенна в сравнении с благодатью Его воскресения, когда воздвигнет Он нас из ада, призовет нашу тленную природу, чтобы облечь ее в нетление, и падшего во ад восстановит в славе? Придите, рассудительные, и изумитесь! Чей ум настолько мудр и необыкновенен, чтобы достойно подивиться милости нашего Создателя? Его воздаяние грешникам в том, что вместо справедливого возмездия Он награждает их воскресением и вместо тех тел, которыми они попирали Его закон, Он облачает их в совершенную славу нетления. Милость Его, посредством которой мы воскреснем после того, как согрешили, более велика, чем милость, которая вызвала нас к существованию из небытия. Слава, Господи, Твоему неизмеримому милосердию! Вот, Господи, волны Твоей благодати запечатывают мои уста, и всякая мысль во мне умолкла, побежденная благодарностью к Тебе! Какие уста могут воздать Тебе хвалу, Царь благой и любящий нашу жизнь? Слава Тебе за эти два мiра, которые Ты создал для нашего возрастания и наслаждения, возводя нас через все, созданное Тобою, к познанию Твоей славы и ныне, и присно, и во веки веков! Аминь» (Св. Исаак Сирин).