Христианский религиозно-философский клуб \"Любомудрие\"

религия, философия, теология, христианство, православие, святоотеческая традиция, Новые религиозные движения, МЦХ, ревил
Текущее время: 18-05, 21:27

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Страдания веры
СообщениеДобавлено: 02-06, 22:46 
http://poslerevila.flyfolder.ru/viewtop ... =1243#1243
Nik писал(а):
Христианская вера не имеет эмоций и не может обидиться или чувствовать себя униженной как к примеру, девушка.

Христианская вера не имеет эмоций. Как впочем, не имеет их святой Дух или Бог, который вообще по природе бесстрастен.
Но она может чувствовать себя униженной, что бывает очень часто. Как впрочем бывают унижаемы людьми Бог и святой Дух.
Но реакция на это - не ответное унижение унизившего. А какая-то иная. Какая?


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-06, 00:51 
Христос говорил "Господи, прости им, ибо неведают что творят".
ИМХО - снисхождение.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-06, 01:02 
Цитата:
"Господи, прости им, ибо неведают что творят"
ИМХО - снисхождение
.
Мог бы и сам их простить, если бы речь шла просто о снисхождении. Незачем было просить кого-то еще простить их.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-06, 01:14 
Ну, как же незачем? Христос ходатайствовал перед Господом о прощении.

А какой правильный ответ?


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-06, 01:36 
Nik писал(а):
Ну, как же незачем? Христос ходатайствовал перед Господом о прощении.

А это значит, что снисхождение Господа не было таким уж само собой разумеющимся. Для Иисуса.
Nik писал(а):
А какой правильный ответ?

А кто может его дать?


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 03-06, 13:19 
his_shadow писал(а):
Но реакция на это - не ответное унижение унизившего. А какая-то иная. Какая?


Сложный вопрос. Если обратиться к точке зрения святых отцов, то презрение и унижение ближнего с точки зрения святоотеческой аскетической традиции расценивается как один из худших грехов: если мы обратимся, например, к классике святоотеческой аскетики - "Душеполезным поучениям Аввы Дорофея", то мы увидим, что там проводится различение между "порицанием", "злословием", "осуждением" и "уничижением":

Цитата:
Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или (сделал) что-либо подобное. Вот такой злословил (брата), т.е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого; а это тяжкий грех.

Ибо иное сказать: “он разгневался”, и иное сказать: “он гневлив”, и как я сказал, произнести (таким образом) приговор о всей его жизни. А (грех) осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что сам Христос сказал: лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Лук. 6, 42), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение – бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех.

И фарисей оный, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осужден: ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому что Он помог и содействовал нам в этом. За сие Фарисей не был сужден, как я сказал, что он благодарил Бога, исчисляя свои добродетели, и не за то он был осужден, что сказал: несмь яко же прочие человецы, но когда он обратился к мытарю и сказал: или яко же сей мытарь, тогда он подвергся осуждению; ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и, кратко сказать, всю жизнь его. Посему мытарь и вышел оправдан паче оного(Лук. 18, 11).

Нет ничего тяжелее, как я много раз говорил, нет ничего хуже осуждения, презрения, или уничижения ближнего. Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем (себе) суд Божий? Чего хотим от Его создания?

....

Иногда же мы не только осуждаем, но и уничижаем (ближнего); ибо иное, как я сказал, осуждать и иное уничижать, Уничижение есть то, когда человек не только осуждает (другого), но презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают.


("Душеполезные поучения Аввы Дорофея)

Итак, с одной стороны Авва советует "не обращать внимания на недостатки ближних, но всегда смотреть на собственные и преуспевать"

С другой стороны -проявлять снисходительность к ближним, которую Авва Дорофей в некотором смысле отождествляет с любовью:

Цитата:
И так приобретем и мы любовь, приобретем снисходительность к ближнему, чтобы сохранить себя от пагубного злословия, осуждения и уничижения и будем помогать друг другу, как своим собственным членам.


полностью Поучение 6.
О том, чтобы не судить ближнего Аввы Дорофея:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=166

В этом духе архимандрит Софроний (Сахаров) передает следующий эпизод из жизни своего наставника, святого старца Силуана Афонского:

Цитата:
В беседе с одним монахом-пустынником, который говорил: "Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне." Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: "Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?"- "А что поделаешь, сами виноваты" - ответил монах. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: "Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех."



Однако есть в аскетической письменности и несколько иное описание того, как относиться к ближнему, где акцент ставится не на снисхождении, но скорее на суровом уважении, которое следует воздавать ближнему внутри себя в своей совести, Один из самых ярких примеров такого подхода - это, безусловно, выдающийся аскетический писатель 19-го века святитель Игнатий Брянчанинов:

Цитата:
еще предстоит тебе борьба! Еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы твоей любви: они очень тебе нравятся? К ним очень привязано твое сердце? Отрекись от них. Этого отречения требует от тебя Господь, законоположитель любви не с тем, чтоб лишить тебя любви и любимых, но чтоб ты, отвергнув любовь плотскую, оскверненную примесию греха, соделался способным принять любовь духовную, чистую, святую, которая - верховное блаженство.

Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви. Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли к самому сердцу? - скажи о них Богу: "Они, Господи, Твои, а я - кто? Немощное создание, не имеющее никакого значения." "Сегодня я еще странствую на земле, могу быть полезным для любимых моих чем-нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица её, и я для них - ничто!"

"Хочу, или не хочу, - приходит смерть, приходят прочия обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал моими, и они уже - не мои. Они и не были по самой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отношением, я называл, признавал их моими. Если б они были точно мои, - навсегда остались бы принадлежать мне." "Создания принадлежат одному Создателю: Он - их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: себе присваивал я их неправильно и напрасно."

Для них вернее быть Божиими. Бог вечен, вездесущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он - самый верный, самый надежный Помощник и Покровитель.

Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, навеки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку.

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она - в Боге. Вси едино будутъ, вещал Спаситель мира к Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, и Азъ въ Тебе, да и тии в Насъ едино будутъ (Иоанн. 17:21).

Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием. Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало по мало в духовную, разумную, святую.

Если же любовь твоя - пристрастие противозаконное, то отвергни её, как мерзость. Когда сердце твое не свободно, - это знак пристрастия. Когда сердце твое в плену, - это знак страсти безумной, греховной. Святая любовь - чиста, свободна, вся в Боге. Она действие Святаго Духа, действующего в сердце, по мере его очищения. Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонися отъ зла, и сотвори благо (Пс. 33:15).

Воздавай почтение ближнему как образу Божию, - почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви - не плоть и кровь, не влечение чувств, - Бог.

Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они -- образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви.

(святитель Игнатий Брянчанинов, " О любви к ближнему")

Если возвратиться к теме, то можно сказать следующее: оба подхода отвергают "уничижение" и "презрение" ближнего, и оба допускают "порицание" ближнего, но при этом есть разница в акцентах: Авва Дорофей и Силуан Афонский склонны (на мой взгляд) отвергнуть даже порицание, как нечто могущее перейти в "злословие" и "осуждение", предпочитая врачевать ближнего снисходительной любовью, тогда как свт. Игнатий склонен к порицанию и обличению, основанному на суровой требовательности, основанной опять же, на глубоком уважении к человеку, как образу Божию. Из этого, кстати, вытекают диаметрально противоположные позиции к инославным у свв. Силуана и Игнатия: Силуан верует, что Бог всем еретикам окажет милость и молится за весь мир, тогда как свт. Игнатий, пораженный суровой красотой божественной правды, категорически отказывает в спасении всем, кто находится за оградой Православной Церкви (не в этом сочинении а в других, посвященных ереси), хотя и говорит, что надо оказывать почтение образу Божию, даже ввергнутому в ад. Такие вот два святых и такие два подхода в рамках одной, православной, традиции...


Вернуться к началу
  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB