Под материализмом, в обычном смысле, понимают три вещи:
1. Стремление к комфорту, безопасности, удовольствиям.
2. Примат разума, склонность к полностью рациональному пониманию действительности. Поэтому материалисты отвергают религиозную веру и прочие "туманные иррациональные представления" как беспочвенную фантастику.
3. Индивидуализм, т.е. вера в возможность личного блага, отдельного от блага общего. Материалист не видит никакой причинной связи, по которой несчастия других могли бы повредить его благополучию. "У меня дома, в моей семье, все хорошо, а до других мне дела нет."
В случае духовных устремлений материализм неизбежно должен проецироваться на эти устремления, и давать соответственно:
1. Веру в загробный рай, в котором будет небесный комфорт, полная безопасность (ничем не повреждаемая жизнь вечная) и блаженство. Легко видеть, что уровень материальных благ в данном случае переносится в духовный план.
2. Вера в то, что приближение к Богу сопровождается экстраординарным приростом знания. Всем известны истории о провидцах, которые чудесным образом обрели дар знания воли Бога, предвидения событий, чтения мыслей, невероятной душевной проницательности. Каждый слышал, как говорят, что в конце времен "Бог откроет все, и все обо всем узнаем".
3. Веру, что святой это бодхисатва, т.е. человек, достигший личного просветления, которое выделяет его на фоне "непросветленных" других. Однако, в случае Иисуса мы видим обратное: в детстве Евангелия изображают его не одного, но вместе с его святыми родителями, потом - вместе со святым Иоанном Крестящим, потом - вместе с его святыми апостолами. Иисус делил свою святость с другими, и его святость проявлялась в том, что вместе с ним другие люди становились святыми. Поэтому путь святости для человека это не увеличение святости в себе, но создание ее в других.
|