размещаю тут (анонимно) письмо одного члена МЦХ
Письмо к ученикам, «О духовном здравии и духовных болезнях пастырей»
1.
Когда мы ходим в церковь, на собрания, с самого начала и далее нам нравится многое – службы, пение, общение, новые друзья, которые с годами перерастают в крепкие связи. Церковь притягивает. Дружба ободряет. Знакомые лица заставляют сердца трепетать. Если вы в общине давно – многие связанные с ней воспоминания согревают сердце. Я пишу о своих чувствах, но не так ли чувствуете себя и вы? Почти уверен. Особенно в отношении Христиан, для которых Церковь – не расхожее понятие, а второй «дом родной».
Со временем у нас случаются и конфликты, и непонимания, да и много чего, что свойственно общению между грешными людьми – такими, как я. Или вы.
2.
Однако с этого момента позвольте мне провести «водораздел». Это касается здоровой общины и общины, пораженной недугом «злоупотребления властью».
В здоровой общине люди, обличенные некоей духовной властью, очевидно предложат вам помощь в ваших духовных «разочарованиях». Причем помощь эта будет касаться прежде всего, и направлена на то, чтобы вы выросли в своем понимании Бога, и это понимание даст вам глоток свежего духовного общения.
3.
Давайте запомним это как Принцип №1. Затем, очевидно, человек с духовной властью поможет (или предложит помощь) в решении конфликтных ситуаций типа «один-на-один», если такие есть (а коли вы давно в общине – наверное есть!), стремясь помочь вам и другому человеку найти единение в Господе. Запомним это как Принцип №2.
В третьих, служитель церкви, проявляя заинтересованность в вас (вашей жизни), вряд ли станет критиковать вас за проблемы в отношениях с общиной и с ее членами, если он (она) еще НЕ помог вам в сферах, описанных выше, то есть:
А. Вырасти в понимании Бога (прежде всего – Его милости, а не строгости)
Б. Вырасти в вашем комфортном примирении с любым, кто заставляет вас терять радость от общины.
Поэтому третий принцип здорового лидерства – такое лидерство хочет сделать вас прежде всего счастливыми с Богом и братьями и сестрами, и последнюю очередь – «привести вас в соответствие» с порядками и нравами организации.
4.
А если не так?
А если не так, то, очевидно, исходя из простой логики, лидерство, которое наносит ущерб, а не врачует, поставит описанные принципы «вверх ногами», то есть будет поступать наоборот.
Во-первых, такое лидерство апеллирует не к вашим отношениям с Богом, а к вашему чувству вины перед кем-то (и в том числе Богом). Чувство вины – один из главных крючков, за который верующего можно «таскать» годами. Почему?
Потому что добросовестный Христианин знает из Писания,
что гордыня есть грех,
что «праведники могут осуждать грешников»,
и последнее звено – хороший Христианин знает, что он есть грешник.
5.
Почти все это так! И самое печальное – почти все это создает отличные условия для манипуляции вашим чувством вины.
Посмотрим.
Гордыня – грех, но как легко подменить то, что другим не нравится в вас, и назвать вас гордецом! (вердикт, который вы выносите себе: ДА, ВИНОВЕН. Да, как я еще могу на глаза Христианам показываться! Особенно тем, кто указал на мой «грех»! Манипуляция №1)
Праведники обличают грешников. А раз человек обличен хоть небольшой духовной властью – вы наверное, как человек с добрым сердцем, решите, что, следовательно, он духовнее вас, а раз он обличает вас или недоволен вами (или просто плохо сказал про вас), ВСЕ – вы пропали. Как на детских качелях! Духовный человек «наверху», ну а вы, автоматически, «внизу». СТОП. Ошибка. Позиция в церкви не обеспечивает духовность! Она обеспечивает
ответственность перед другими! Снова – готовое поле для манипуляции вашей «виной».
6.
Заметим тут, что манипулятор – это не злонамеренный «черт с рогами». Манипулятор – не ваш враг (обычно), это тот, кто просто попал вместе с вами на общее с вами «жизненное пространство». То самое, на котором для него есть все возможности начать управлять вами небиблейскими методами. А цель – цель его (ее) может быть весьма благая (в его (ее) глазах).
Вернемся к третьему элементу. Помните? Хороший христианин – все равно грешник. «Плохой – тем более». Что это значит лично для вас? Презумпция вины: христианин=грешник=виноват! Вот только виноваты вы, по большей части, перед Богом, да и то искуплены Его сыном, но что с того? Вы приходите в церковь, к первым двум элементам добавляется третий: Я ВИНОВАТ (ВИНОВАТА). Не знаете в чем? В этом и беда! В нездоровом лидерстве вполне найдется человек, который и даст вам понять, в чем вы «виноваты». И увы, виноваты вы скорее окажетесь в том, в вас проще всего убедить, а не в том, что есть на самом деле. Хороший пастырь скорее всего постарается лечить вас, а плохой – стегать плетью вины.
7.
Итак, к чему мы пришли. Это скорее психологический момент, но без духовного подхода вы скорее всего почувствуете, что вас «провели». С духовным подходом решение будет чуть сложнее, но зато поможет вам не потерять веру. Веру в то, что хорошие пастыри – есть. Как и плохие. Если вы дочитали до этого момента, скорее всего вы на себе испытали, как действуют «пастыри», наносящие вред.
Здесь я могу предложить два момента. Оба они – важны.
8.
Во-первых, необходимо разобраться, в чем вы еще чувствуете себя напрасно виновными. Подумайте. Важно понять неправильную мотивацию вины и отбросить ее, как налипший репей.
Затем, если только вы не хотите стать негодным верующим, то. СТОП. Если вы собрались без раздумий принять мои условия того, как не стать «негодным верующим» в предыдущей фразе, вы снова попались. Вам надо вернуться к п. 7
9.
Если же вы просто хотите продолжить жить во Христе в здравой общине, вам важно найти здоровую модель лидерства, и присоединиться к такой церкви. Это серьезно. Пребывать разочарованным долгое время смерти подобно, так как разрушает всякую веру и надежду. Пожалуйста, будьте в скором времени в здоровой общине. Это вернет вам духовные силы и «первую любовь» и поможет не испытывать горечи или сожаления-к-себе.
С братской любовью, Ваш брат во Христе.
2008.
Напишите автору, если захотите. Ему интересно ваше мнение.
На всякий случай сообщаем, что письмо размещено с разрешения автора. Модератор.